Ей выпал жребий быть достоверной свидетельницей перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий 20 века: две мировые войны, революция, ленинградская блокада
Анна Ахматова (1889–1966) – родилась
под Одессой в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота А.А.Горенко.
Со стороны матери И.Э.Стоговой, А.Ахматова состояла в родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком
по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата,
от имени которого и образовала свой псевдоним. Детство и отрочество Анны прошли в Царском селе – городке юного Пушкина.
Здесь Ахматова застала «краешек эпохи,
в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. – «дотрамвайный, конный, грохочущий
и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
Время творчества Анны Ахматовой охватывает период от начала
20 в. до середины 60-х годов. Первый сборник её стихотворений «Вечер» появился в 1912 году. Изысканная петербурженка передавала мироощущение человека в строгой и сдержанной форме.
Разведенный среди бела дня Литейный мост, у которого, по словам Анны, кончилась ее юность, развел две эпохи. Вопреки этому трагическому разрыву Анна являла живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соединяла 19 и 20 столетия в русской поэзии.
Война застала ее в Ленинграде. Жила поэтесса в «Фонтанном доме»,
на наб. Фонтанки, 34 (где сейчас ее музей). Вместе с соседями она рыла щели
в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй
в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились
в стихотворениях «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти
в зените стоят…», «Nox».
У нее часто бывала Ольга Берггольц, поэтесс связывала многолетняя дружба. Берггольц вспоминает: « Я помню ее около… чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости
и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство - рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду того же Фонтанного дома,
под кленом…»
В сентябре во время тяжелейших артиллерийских обстрелов и бомбежек Ахматова обратилась по радио к женщинам Ленинграда. "Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца,
как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором."
В июле 1941 года она написала стихотворение «Клятва». Это стихотворение стало первым в ряду стихов-клятв, которые будут написаны в осажденном городе почти всеми блокадными поэтами.