Мы используем файлы cookie на нашем сайте, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям
Хорошо. Больше не показывать
Close

Анна Ахматова

муза плача
Тонкий психолог и блестящий знаток человеческой души, Ахматова сумела изобразить в своих стихах множество граней судьбы, её счастливые и трагические превратности
Анна Ахматова
муза плача
Тонкий психолог и блестящий знаток человеческой души, Ахматова сумела изобразить в своих стихах множество граней судьбы, её счастливые и трагические превратности
Ей выпал жребий быть достоверной свидетельницей перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий 20 века: две мировые войны, революция, ленинградская блокада
Анна Ахматова (1889–1966) – родилась
под Одессой в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота А.А.Горенко.
Со стороны матери И.Э.Стоговой, А.Ахматова состояла в родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком
по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата,
от имени которого и образовала свой псевдоним. Детство и отрочество Анны прошли в Царском селе – городке юного Пушкина.
Здесь Ахматова застала «краешек эпохи,
в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. – «дотрамвайный, конный, грохочущий
и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».

Время творчества Анны Ахматовой охватывает период от начала
20 в. до середины 60-х годов. Первый сборник её стихотворений «Вечер» появился в 1912 году. Изысканная петербурженка передавала мироощущение человека в строгой и сдержанной форме.



Разведенный среди бела дня Литейный мост, у которого, по словам Анны, кончилась ее юность, развел две эпохи. Вопреки этому трагическому разрыву Анна являла живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соединяла 19 и 20 столетия в русской поэзии.

Война застала ее в Ленинграде. Жила поэтесса в «Фонтанном доме»,
на наб. Фонтанки, 34 (где сейчас ее музей). Вместе с соседями она рыла щели
в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй
в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились
в стихотворениях «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти
в зените стоят…», «Nox».

У нее часто бывала Ольга Берггольц, поэтесс связывала многолетняя дружба. Берггольц вспоминает: « Я помню ее около… чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости
и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство - рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду того же Фонтанного дома,
под кленом…»



В сентябре во время тяжелейших артиллерийских обстрелов и бомбежек Ахматова обратилась по радио к женщинам Ленинграда. "Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца,
как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором."

В июле 1941 года она написала стихотворение «Клятва». Это стихотворение стало первым в ряду стихов-клятв, которые будут написаны в осажденном городе почти всеми блокадными поэтами.



«Клятва»

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.


1941 г.

Еще до войны в Ленинграде Ахматова начала писать "Поэму без героя", продолжала в Ташкенте, заканчивала в Москве, работая над ней до 1962 года. Героем поэмы становится Петербург-Ленинград. Распятый в блокаду, он виделся Ахматовой символом того, что она вкладывала в понятие "Настоящего Двадцатого Века". Личные страдания слились со страданиями всего города, достигшими своего предела
«Поэма без героя»


..И не ставший моей могилой
Ты, гранитный, кромешный, милый,
Побледнел, помертвел, затих.
Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких дугах мостов,
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов


Анна Ахматова провела в блокадном городе только первые месяцы и не стала свидетельницей страшной зимы 1941/1942, которую она не пережила бы. В конце сентября 1941 г. Ахматова на самолете была эвакуирована из осажденного Ленинграда в Москву, оттуда в Ташкент, где прожила до середины 1944 г. 27 января 1944 года Ленинград был освобожден от блокады, 1 июня 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград. Она первой напишет о Городе, как о живом существе, - она словно слышит его дыхание…
«Причитание»

Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
За версту я обойду
Ленинградскую беду.
Я не песенкой наемной,
Я не похвалой нескромной,
Я не взглядом, не намеком,
Я не словом, не попреком,
Я земным поклоном
В поле зеленом
Помяну.

1944 г.

Made on
Tilda